Индикатором состояния финансовой службы становятся проблемы, связанные с разработкой налогового планирования

Авторы:

Агаджанян Георгий
ведущий налоговый консультант группы компаний «Юриспруденция Финансы Кадры»

Обратите внимание, статья опубликована более двух лет назад (2 года, 6 месяцев, 7 дней). За это время, законодательство могло измениться. Уточнить актуальность данной информации вы можете у наших специалистов, тел.: +7 (495) 287-16-75, 287-16-76.

Идея диверсификации рисков очень близка малым компаниям. Для владельцев бизнеса мысль «не складывать все яйца в одну корзину» очень понятна: судебным и правоохранительным органам они не верят, а политическим весом не обладают. В результате это приводит к тому, что для ведения небольшого бизнеса регистрируется целая группа компаний: одна владеет имуществом, другая ведет производственный процесс, третья занимается реализацией, четвертая перевозками и т.д. Рано или поздно приходится вносить изменения в систему управления.

Обычно, формирование полноценной финансовой службы приходится именно на период реорганизации, от которой владелец предприятия хочет получить максимум бонусов. Часто именно налоговое планирование становится камнем преткновения вновь организованной финансовой службы. Проблемы, которые приходится решать небольшим компаниям, можно выделить отдельно. Их всего пять.

1. НЕЧЕТКОЕ ПОНИМАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И СУТИ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Некоторая неоднозначность и размытость финансовых терминов – общая проблема в нашей стране. Возникла она в начале 90-х и по сегодняшний день не совсем изжита. Вот и с налоговым планированием возникают порой вопросы: что именно нужно планировать? Объем налогового бремени, его влияние на доходность бизнеса или что-то еще?

На самом деле это довольно широкий термин. Налоговое планирование представляет собой законные действия компании, направленные на оптимизацию платежей по налогам и сборам. Эти действия могут включать в себя выбор налоговых режимов для разных компаний группы, и определение их места расположения в том случае, если, например, в соседнем регионе более благоприятный режим, и, при необходимости, реорганизацию самой структуры группы компаний, выбор времени проведения хозяйственных операций и многое другое. В сущности, налоговое планирование является одной из важнейших частей финансового планирования.

Недостаточное понимание возможностей налогового планирования может привести к относительно высокому налоговому бремени, что в свою очередь приведет к увеличению издержек, а следовательно, к снижению или потере конкурентоспособности.

2. НЕ ВСЕГДА ЯСНО, НА КАКОМ УРОВНЕ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Ответ на предыдущий вопрос приводит нас к пониманию того, что налоговое планирование, являясь частью финансового планирования, точно так же подразделяется на стратегическое, тактическое и оперативное. Поэтому осуществлять налоговое планирование необходимо на всех уровнях производственного процесса и управления предприятием - сверху донизу.

3. ВЫБОР ОТВЕТСТВЕННОГО ЗА НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Казалось бы, если налоговое планирование является частью финансового планирования, то и заниматься им должен сотрудник, ответственный за финансовое планирование. Но на практике не всегда происходит именно так. В самом простом случае финансовая служба делится на финансовый отдел и бухгалтерию. При этом планированием обычно занимаются финансисты, а налогами - бухгалтеры. К большому сожалению, среди сотрудников финансового отдела можно встретить специалистов, имеющих довольно поверхностное понимание о методике расчета налогов и правилах применения различных налоговых режимов. Более того, в некоторых компаниях считается правильным не брать в финансовый отдел специалистов с «грузом» работы в бухгалтерии или в налоговом отделе. Бухгалтеры и налоговики, в свою очередь, зачастую не имеют опыта планирования или просто не любят эти процессы. Такое положение вещей может привести к противоречиям внутри службы и некачественному ведению налогового планирования.

В данном случае нельзя говорить о существовании некоего строгого правила: «вот именно это подразделение должно осуществлять эти функции». Просто при выборе ответственных лиц следует учитывать, что осуществление налоговой части финансового планирования требует определенных знаний и необходимо либо выбрать лицо, обладающее соответствующими компетенциями, либо сформировать группу из специалистов, каждый из которых будет обладать частью необходимых навыков и знаний, что в целом обеспечит выполнение задачи.

4. КАК РЕАЛИЗОВАТЬ НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Сразу скажу, что универсального рецепта нет. Каждая компания выбирает для себя удобные методы планирования, исходя из собственных возможностей и потребностей. Можно говорить лишь о неких обязательных правилах, которые следует учитывать:

  • при осуществлении налогового планирования должны учитываться все параметры, влияющие на формирование налоговой базы и на расчет налогов. Например, при применении специальных налоговых режимов следует обращать внимание не только на ограничения по выручке, но и на натуральные показатели, исключающие возможность применения этих режимов;
  • при осуществлении налогового планирования следует помнить, что его основной целью является оптимизация налоговых платежей в целом по группе, а не по отдельной бизнес-единице;
  • при изменениях налогового законодательства необходимо предусмотреть возможность своевременной корректировки планов, с целью принятия наиболее оптимального решения.

5. НАДО ЛИ КОНТРОЛИРОВАТЬ ПЛАН

Вопрос «стоит ли контролировать план» - звучит для некоторых специалистов странно. Зачем контролировать план? Потом нужно будет контролировать его исполнение, а сам план в контроле не нуждается, если он корректно сформирован. Именно в этом выражении «корректно сформирован» и кроется подвох. Я ситаю, что контрольные функции необходимы. Причем, тут можно использовать некое усиление взаимодействия различных подразделений финансовой службы. Например, если планированием занимался финансовый отдел, то поручить его проверку можно бухгалтерии или отделу налогообложения, в зависимости от структуры финансовой службы.

С вводом процедур контроля у предприятия, помимо выполнения непосредственно контрольных функций, появится возможность глубже познакомить специалистов, которые в дальнейшем будут заниматься расчетом налогов с условиями, при которых налоговое бремя будет определено наиболее правильно, перспективно и выгодно.

Проблемы, возникающие у предприятия при разработке системы налогового планирования, могут служить некоторым индикатором состояния его финансовой службы. Появляется возможность оценить и уровень квалификации отдельных сотрудников, и показатель качества взаимодействия подразделений службы, и способность выбора руководителем службы оптимального для компании решения.

Опубликовано:

Индикатором состояния финансовой службы становятся проблемы, связанные с разработкой налогового планирования в журнале "Финансовый директор".

Мониторинг транспорта: виды оборудования и принцип работы