+7 (495) 796-16-57
+7 (903) 796-16-57
Адрес: Москва, ул. Большая Новодмитровская, дом 14, стр. 4, помещение 1/1
Email: info@da-audit.ru
В №10 (77) “Военно-промышленного курьера“ (за 23–29 марта 2005 г.) опубликована статья Т. Хубаева “Ищите свое место в гражданском секторе“, в которой автор дал несколько деловых советов руководителям оборонных предприятий для успешной, по его мнению, работы в современных условиях. В статье дана положительная оценка акционированию ФГУПов и созданию оборонных концернов, определены следующие шаги по реформированию оборонно-промышленного комплекса России (ОПК). Это реструктуризация концернов, интеграция в рынок с продукцией гражданского назначения, выход на международное сотрудничество в этой области.
В то же время автор подчеркнул проблемы, стоящие на этом пути: огромные накладные расходы предприятий, ориентация на малые объемы производства, низкий уровень состояния управленческого учета и автоматизации управленческих процессов. Он предлагает создать бизнес- единицы, обслуживающие предприятия всего концерна: инструментальное производство, заготовительное, снабжение и сбыт и т.д. Это позволит проводить единую политику для всех предприятий, сконцентрировать в одних руках бюджет, уменьшить риски в связи с недобросовестностью исполнителей. Еще раз напомним, что говорим мы о производстве и сбыте продукции гражданского назначения.
Можно согласиться или поспорить с автором на эту тему, но цель данной статьи иная. Для решения стоящих перед концернами задач, для принятия верных, если можно так выразиться, стратегических решений по вопросам реструктуризации акционеры и руководство концернов и предприятий, входящих в их состав, должны иметь полную и достоверную картину состояния дел на своих предприятиях. А для этого необходимо произвести технический аудит производственных мощностей, оборудования, зданий, сооружений и коммуникаций. Помочь в этом может и должен внутренний аудит.
Что же такое внутренний аудит, чем он отличается от внешнего аудита и ревизии, чем он может быть полезен предприятиям ОПК, мы и попытаемся рассмотреть в данной статье.
В период становления рыночных отношений в России предпринимательскую деятельность приходится осуществлять в условиях информационной неопределенности, изменчивости экономической среды. Возрастает неясность и неуверенность в получении планируемого результата, увеличивается риск непредвиденных потерь, отсутствует нормальное финансирование производственных процессов. Предприятия “оборонки“ в полной мере столкнулись с этим. В условиях командно-административной советской экономики производство формировалось “сверху“ в виде известного набора правил и норм. Планы, программы, постановления, инструкции, методические указания, цены, фонды, лимиты, наряды и тарифы — все это и формировало экономическую среду, в которой функционировали предприятия ОПК и работали люди.
Жесткая система централизованных установок и предписаний (хотя и сковывала инициативу) вносила определенную четкость, обеспечивала навязанный сверху порядок, что позволяло предвидеть объемы производства, поставок, продаж, уровень цен и результаты. Рынок принес экономическую свободу. Но свободе одного субъекта одновременно сопутствует и свобода других субъектов хозяйственной деятельности, получивших возможность покупать или не покупать его продукцию, предлагать за нее свои цены, продавать сырье по определенным ценам, диктовать свои условия при заключении договоров. При этом все те, кто вступает в хозяйственные отношения, стремятся к своей выгоде. А известно: выгода для одних может стать убытком для других.
Таким образом, в современных хозяйственных условиях возрастают требования к качеству системы управления предприятием. А одним из важнейших элементов управления предприятием является система внутреннего контроля. Эта система обеспечивает возможность принятия эффективных управленческих решений, а также их исполнение. Эти стороны внутреннего контроля находятся в неразрывном единстве и динамическом взаимодействии в циклах управленческих процессов. Одной из основных функций внутреннего контроля является превентивность. Эта функция в современных условиях особенно важна, так как предварительный внутренний контроль предупреждает нежелательные отклонения, защищает организацию от неблагоприятных последствий тех или иных действий.
Попытка определить понятие “внутренний контроль“ была предпринята в “Кодексе корпоративного поведения“, разработанном Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг: “Под внутренним контролем понимается контроль за осуществлением финансово-хозяйственной деятельности общества (в том числе за исполнением его финансово-хозяйственного плана) структурными подразделениями и органами общества. Процедуры внутреннего контроля включают процедуры осуществления операций в рамках финансово-хозяйственного плана, а также по выявлению и совершению нестандартных операций. Процедуры внутреннего контроля включают также управление рисками“.
Внутренний контроль позволяет оперативно выявлять, предотвращать и ограничивать финансовые и операционные риски, а также возможные злоупотребления со стороны должностных лиц. Тем самым должным образом организованный внутренний контроль сокращает расходы общества и способствует эффективному управлению его ресурсами.
В “Кодексе корпоративного поведения“ показана важность функционирования надежной системы внутреннего контроля: “Действующая в обществе система контроля за его финансово-хозяйственной деятельностью направлена на обеспечение доверия инвесторов к обществу и органам его управления. Основной целью такого контроля является защита капиталовложений акционеров и активов общества“.
Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий законодательством предусмотрено создание в обществе специального органа — ревизионной комиссии, а также привлечение независимой аудиторской организации (аудитора). Однако для обеспечения действительно эффективного контроля необходимо проведение ежедневного внутреннего контроля за порядком осуществления всех хозяйственных операций организации. Эту функцию должна выполнять служба внутреннего аудита предприятия. Именно она должна помогать предприятию в поддержании эффективной системы контроля посредством оценки ее результативности и эффективности, а также содействовать ее постоянному совершенствованию.
В России до сих пор нет законодательного определения понятия “внутренний аудит“. По определению международного Института внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors), “внутренний аудит есть деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления“. Необходимо отметить, что слово “гарантия“ иногда переводится как “уверенность“.
У нас есть частное мнение: определение “гарантии“ не применимо к российскому внутреннему аудиту, т.к. в России это будет восприниматься как 100% гарантии чего-то. Скорее можно говорить о предоставлении независимых и объективных рекомендаций. Поэтому мы предлагаем другое, более простое определение: “Внутренний аудит — организованная экономическим субъектом и регламентированная внутренними документами система оценки и контроля эффективности деятельности элементов системы управления“.
После объединения предприятий ОПК в интегрированные структуры необходимость в службе внутреннего аудита возникла у руководства концернов в связи с огромной разветвленностью предприятий, входящих в их состав, перестройкой системы управления и необходимостью совершенствования внутреннего контроля.
Но и сами предприятия также заинтересованы в создании собственных служб внутреннего аудита. В трудные годы “лихолетья“, когда рук оводство предприятий осталось один на один со всеми проблемами постперестроечного периода, для сохранения наиболее важных активов предприятий, ядра коллектива и оптимизации налогового бремени на базе огромных в прошлом производственных комплексов возникли десятки фирм различных форм собственности, контролируемых головным предприятием и подотчетных ему. И здесь также не обойтись без внутреннего аудита.
Основная задача менеджмента предприятия — управлять бизнесом, достигая поставленных целей наиболее эффективным образом. А для этого менеджер должен обладать информацией, необходимой для принятия правильных управленческих решений. Также должна существовать эффективная система контроля выполнения принятых решений. Как менеджеры, так и акционеры должны быть заинтересованы в том, чтобы система управления и система контроля в концерне функционировали эффективно.
Сами менеджеры, для которых управление бизнесом является частью повседневной работы, не всегда способны объективно оценить ситуацию. Даже если менеджер считает, что контролирует все процессы, у него, как правило, нет времени и специфических навыков для сбора и структурирования необходимой информации.
Внутренний аудит обладает информацией по всем аспектам деятельности компании, инструментарием для обобщения и анализа данных, поэтому тесное взаимодействие с внутренним аудитом повышает эффективность принятия решений менеджментом.
Теперь посмотрим, чем же отличается внешний аудит от внутреннего и должно ли повлиять на решение организации службы внутреннего аудита на предприятии наличие договора с внешним аудитором. Внешний и внутренний аудиты выполняют различные функции.
Во-первых, внешний аудит традиционно занимается подтверждением достоверности финансовой отчетности предприятия и фокусируется на прошедших операциях и событиях, которые оказали существенное воздействие на финансовую отчетность предприятия. Внутренний аудит носит упреждающий характер и направлен прежде всего на оценку существующих систем контроля и управления рисками предприятия и фокусируется на операциях и событиях, препятствующих эффективному достижению предприятием намеченных целей.
Во-вторых, внешний аудит служит в первую очередь интересам внешних заинтересованных сторон — потенциальных инвесторов, кредиторов и др., в то время как внутренний аудит служит прежде всего интересам собственников и менеджмента предприятия.
В-третьих, внешний аудит (в рамках оказания аудиторских услуг) не делает оценку экономической обоснованности управленческих решений и эффективности деятельности подразделений предприятия, что обычно является одной из задач аудита внутреннего.
Как видим, наличие у предприятия внешнего аудит не заменяет службу внутреннего. Важно также подчеркнуть, что внешний аудит, как правило, проводится один раз в год (хотя может и чаще), внутренний же — непрерывно на основе графика аудитов, утвержденного руководством предприятия.
Не может заменить работу службы внутреннего аудита и ревизионная комиссия. Дадим определение ревизии: “Ревизия — проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, служебных действий должностных лиц, документов, записей уполномоченными на то органами на предмет контроля соблюдения законов, правил, инструкций, достоверности и объективности отражения в документах истинного положения дел, физического наличия зафиксированных на счетах бухгалтерского учета ценностей». Понятие ревизии предполагает сплошную проверку финансово-хозяйственной деятельности организации с изучением всех необходимых первичных учетных документов.
Часто руководители российских предприятий воспринимают внутренний аудит как современное название ревизии, основными задачами которой являются проверка обеспечения сохранности активов предприятия, выявление и ликвидация задолженностей по недостачам и хищениям. Поэтому зачастую внутренний аудит фокусируется не на поиске возможностей по улучшению существующих систем и процессов внутреннего контроля, а на выявлении недостатков и виновных лиц. На предприятиях ОПК это выражается в том, что создаваемые службы внутреннего аудита в основном формируются из бывших военных ревизоров, продолжающих заниматься ревизионной работой.
Ревизоры, как и внешние аудиторы, делают свою работу, проверяя данные прошлых периодов, когда хозяйственные операции уже совершены и финансовая отчетность составлена. То есть в случае выявления нарушений сделать практически ничего нельзя. Можно только зафиксировать нарушения, установить причину их возникновения и наказать виновных. Основная задача внутренних аудиторов — предотвращение, недопущение или, по крайней мере, разумная минимизация причин возникновения нарушений.
Современный внутренний аудит способен и должен выполнять более разнообразные и масштабные задачи:
Внутренний аудит предприятия должен носить комплексный характер и охватывать все стороны его деятельности:
Важно, чтобы была обеспечена организационная независимость и объективность службы внутреннего аудита. Независимость достигается подчинением службы внутреннего аудита совету директоров (комитету по аудиту) или генеральному директору (президенту) компании. В то время как не существует единого мнения о том, насколько достижима организационная независимость внутреннего аудита, большинство руководителей предприятий признают, что объективность внутреннего аудитора не только возможна, но и крайне важна и приносит реальную пользу предприятию.
На предприятиях, входящих в состав концернов ОПК, для принятия решений по реструктуризации производств наиболее важна функция операционного аудита. Она позволит произвести тот самый технический аудит, о котором в своей статье упоминал Т. Хубаев. А в процессе реструктуризации на первое место выходит комплаенс-аудит, который позволит отслеживать, как на местах выполняются принятые решения. Ни руководству концернов, ни руководству предприятий, входящих в состав концернов, не обойтись без внутреннего аудита подготовки финансовой отчетности.
Внутренний аудит может участвовать в самых разнообразных специальных проектах, например таких, как реинжиниринг различных систем и процессов, установка новой информационной системы, проведение самооценки контроля, слияния и поглощения и др. Выполнение всех вышеперечисленных задач потребует комплектования служб внутреннего аудита квалифицированными специалистами, имеющими знания в области стратегического планирования, корпоративного управления бухгалтерского учета и налогообложения, аудита, финансов, производственной деятельности. Бывшие ревизоры будут не в состоянии обеспечить эффективную работу службы внутреннего аудита в новых экономических условиях.
Предприятиям будет необходимо организовывать обучение и повышение квалификации внутренних аудиторов. Для быстрейшего создания профессиональных служб внутреннего аудита предприятиям понадобится помощь внешних консультантов, имеющих практический опыт создания и совершенствования внутреннего аудита крупных производственных холдингов.
Профессиональная организация работы службы внутреннего аудита позволит совету директоров и руководству предприятия добиться:
Михаил ПАВЛОВ,Сергей ОРЛОВ / Источник rbsys.ru